Весёлый День Дошкольника

0
Моя корзина
 x 
Корзина пока пуста

Просто добавьте песню!

Жизнь по правилам и без

Всем известно, что малыша с самого рождения сопровождает обязательный распорядок дня или режим, отвечающий его жизненным потребностям – сон, еда, прогулки на свежем воздухе, игры с родителями… Что уж говорить о детях, посещающих дошкольные учреждения? Им в условленное время нужно вставать, умываться, есть, заниматься, укладываться спать. В повторяемости, в однообразии режима есть свои преимущества: родителям и воспитателям не нужно тратить лишних сил на то, чтобы упорядочить окружающий мир ребенка. Но время идет, и нудные, становящиеся рутинными, наставления взрослых постепенно надоедают детям. Конечно, чтобы проявить себя и удивить других, иногда следует отступать от правил, но тема эта совсем для другого разговора, очень серьезного и взрослого. А пока ребенок не вырос, учить его самодисциплине и порядку просто необходимо.

Нарушения режима отрицательно сказываются не только на эмоциональном состоянии, но и на здоровье малышей: они перевозбуждаются, начинают капризничать, плакать, отказываются есть.

Безусловно, без определенных правил поведения дошкольнику не обойтись. А можно ли это сделать без скучных нравоучений, слез и истерик?..

Занимаемся под музыку

Оказывается, подобную задачу уже несколько лет решают российские специалисты по дошкольному образованию и воспитанию. Они пришли к выводу: учить ребенка режимным моментам правильнее под музыку – так быстрее добиться результатов. Но как? Лучше всего об этом спросить композитора Станислава Коренблита. Являясь одновременно сотрудником Федерального Института развития образования (ФИРО), он выдвинул идею «синтеза слова и музыки». Каждое событие, сопровождающее малыша дома или в детском учреждении, Коренблит предложил оживить специальной «организационной» песенкой. Современных музыкальных произведений с таким содержанием для детей среднего и старшего дошкольного возраста в нашей стране, как ни странно, не было.

Восполнить пробел – написать стихи на заданную тему – пригласили известного поэта Михаила Грозовского, автора более 50 детских книг, а сам проект получил название «Веселый день дошкольника», или сокращенно «ВеДеДо».

«Для меня это было совершенно новое, если не сказать рискованное дело», - признавался впоследствии Михаил Леонидович. Сочинять для малышей всегда не просто, а писать стихи для такого детского проекта оказалось еще тяжелее – слишком уж много перед автором стояло различных творческих ограничений. Достаточно сказать, что строгие педагоги-психологи требовали от поэта исключить стихи, в которых употребляется отрицательная частица «не» (видимо, чтобы лишний раз не «напрягать» детишек), а названия блюд, если они упоминались в произведении, должны были строго соответствовать тем, которые существуют в детских садах.

Были и казусы: в только что написанной песенке про завтрак вначале звучали такие стихи:

Если нету аппетита,
К нам на завтрак приходи ты
В зал через переднюю
Прямо в группу среднюю.

Однако, как указали методисты, в современных дошкольных учреждениях войти через переднюю в столовую нельзя. Никакие объяснения, что, мол, для стихов это не столь важно, что от удачной строки зависит бойкость самой песенки, их не устраивали. Значит, надо было устранять неточности. А это – уже новые слова и другая рифма:

Если нету аппетита,
К нам на завтрак приходи ты
В чистую и новую
Светлую столовую.

В общем, появились не просто стихи, но еще и маленькие веселые методически проверенные (!) песенки с рекомендациями для детей, что и как нужно делать дома и в саду. А к работе, которая постоянно расширялась, стали приглашаться и другие профессиональные авторы.

«ВеДеДошки» бывают разные

Проект «Веселый день дошкольника», в который вошли более 100 песенок, апробировался в течение года в 10-ти дошкольных образовательных учреждениях Москвы. Это было настоящее научное исследование! Результаты поразили и впечатлили всех. Дети, слушая и напевая песенки, не только стали с удовольствием придерживаться определенного распорядка, но и подключили к этому своих родителей, сестричек и братиков. Исчезли крики, не стало нервозности и угнетенного состояния. Ребятишки перестали слышать постоянные окрики взрослых по поводу одевания, умывания, завтрака. Между малышами и старшими, между семьей и детским садом улучшились взаимоотношения. Песни явились мостиком между родителями и педагогами.

Конечно, не все стихи были приняты дошколятами на «ура». Например, песенка про тихий час почему-то не прижилась. А вот, к примеру, «Спать охота», «Пробуждение», «Зарядка» понравились малышам сразу.

Работа над проектом продолжается, новые песенки с успехом завоевывают детские и родительские симпатии, появляясь не только в Москве, но уже в разных областях России, а с недавнего времени и на Украине. Есть песенки для дома, есть для детского сада, а есть такие, которые можно петь там и там. В 2012 году планируются выпуски с хороводными, шуточными песнями, колыбельными.

Интересно, что, помимо аудио СD с музыкой (вышло уже более 10 дисков) и карточками с иллюстрированными текстами, в комплект «ВеДеДо» входят ноты, минусовки, альбомы рисунков, головоломки/пазлы и, это очень важно, рекомендации, разработанные специалистами – психологами, методистами, медработниками - для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и, конечно, родителей.

Учим стихи вместе!

Пробуждение

Мне тепло под одеялом,
Но пора уже вставать.
В небе солнце засияло.
До свидания, кровать!

Я потягиваюсь бодро,
Прогоняю сон и лень.
Мне уже четыре года.
Здравствуй, здравствуй, новый день!

(авт. М. Грозовский)

Я умываюсь

Чем кончается зарядка?
Без труда ответ найду,
Потому что за отгадкой
К умывальнику иду.

Мыло, губка, щетка, паста
И плескучая вода!
Говорю я крану: «Здравствуй!»
И верчу туда-сюда.

А в жару и сушь
Я иду под душ.
В бодром теле бодрый дух!
Ух! Ух! Ух! Ух!

(авт. М. Грозовский)

Надо одеваться!

Одеваться просто летом.
Пять минут – и мы одеты.
Трусики – одежка,
Обувь – босоножки,

Да панама от жары,
От жары и мошкары.
А зимой одежды ворох,
В раздевалке шум и шорох.

Брюки, куртка, шапка –
Целая охапка!
Но куда деваться? –
Надо одеваться!..

(авт. М.Туманова)

Завтрак

Если нету аппетита,
К нам на завтрак приходи ты
В чистую и новую
Светлую столовую!

Нам готовят повара
Блюда всевозможные.
В этот раз у нас с утра
Сырники творожные.

Сырники печеные!
Молоко сгущенное!
Ух, и вкуснотища
Утренняя пища!

Вкуснотища – вкуснота,
Просто слюнки изо рта!

(авт. М. Грозовский)


Светлана Костылева

Партнёры

Сады

Школы

Институты

Фонды

СМИ

Меценаты

Контакты


Коренблит Станислав Соломонович

Автор идеи и проекта


Кузнецова Галина Вячеславовна

Музыкальный руководитель и педагог

Презентации

Всего проекта

Отдельных выпусков