Напишите нам
Весёлый День Дошкольника
«…Было время,- когда повседневной формой выражения являлись стихи, песни и пение…»
Плутарх
(то же самое утверждают Тацит и Варрон)
«…Ранняя и столь неожиданная поэзия греков опередила появление прозы… Поэзией же занимались одновременно с музыкой, ибо она еще не полностью оторвалась от первобытной хореи. …Ранняя музыка греков была также самым тесным образом связана с поэзией. Как не было иной поэзии, кроме песенной, так и не было иной музыки, кроме вокальной…»
В.Татаркевич «Античная эстетика» (с.с. 16, 17, 21, 22) М.Искусство 1977
Для меня практически никогда не вызывало сомнения, что что-то освоить с музыкой гораздо легче, чем без нее. В 1975 году я, вначале робко, затем более настойчиво и уверенно, начал писать музыку к стихам поэтов-классиков, записывал в студии звукозаписи, выпускал на разных носителях циклы песен (нотные портреты, всего уже вышло свыше 130 из 370 созданных), они потихоньку внедрялись, в основном, в московских школах (был получен гриф «Рекомендовано» от Департамента образования г.Москвы в 2002 г.). К ним писались учебно-методические пособия, и формула «стихи + музыка» = «стопроцентный положительный педагогический результат» всегда работала. В этом нет ничего нового, о чем свидетельствуют исторические факты и исследования.
«Стихосложение (версификация) – это способ организации звукового строения речи…»
М.Л. Гаспаров, комментарии «Русские стихи 1890-х-1925-го годов; Москва: Высшая школа, 1993
"Все эти факты, казалось бы, столь различные, для меня имеют один музыкальный смысл. Я привык (повторяет он свою постоянную мысль) сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый "музыкальный напор"
А.А. Блок, предисловие к последней главе поэмы "Возмездие"
«Стихотворная фраза есть явление несинтаксическое вообще, а явление ритмико-синтаксическое. Более того — синтаксис в стихе есть явление не только фразеологическое, но и фонетическое: интонация, реализованная в синтаксисе, играет в стихе роль не менее важную, чем ритм и инструментовка, а иногда и более важную. Таким образом, именно в синтаксисе, рассматриваемом как построение фразовой интонации, мы имеем дело с фактором, связующим язык с ритмом…»
Б.М. Эйхенбаум, Мелодика русского лирического стиха. «Опояз» Петербург, 1922 (с.7)
«И когда знатные люди новых городов сходились на пиры и развлекались песнями, они все чаще требовали, чтобы им пели про Троянскую войну и про странствия Одиссея. Пели эти песни сказители — аэды» .
«Таким аэдом, бродячим слепым сказителем, был и Гомер — тот, кто впервые создал вместо коротких песен две большие поэмы-эпопеи: «Илиаду» о Троянской войне и «Одиссею» о возвратных странствиях героя. О самом Гомере никто не помнил ничего достоверного — даже места его рождения».
М.Л. Гаспаров, Занимательная Греция (с.7)
Примеров для доказательства необходимости синтеза слова и музыки можно приводить много, ограничимся приведенными справками.
Работая в ФИРО по соседству с отделом дошкольного образования, практически случайно, за общим чаепитием я узнал от коллег, что у них существует проблема приобщения дошколят к усвоению и освоению режимных моментов и что пока какого-то достаточно решительного и быстродействующего способа решения этой задачи не найдено.
Надо ли говорить, что ответ у меня был на устах – конечно песня! Но где взять тексты, соответствующие нормам и правилам, которых не счесть? Сейчас, думал я, мне и пригодится знакомство с поэтами – узнаю лишь точные требования к фрагментам режима дня – а далее мои товарищи напишут нужные стихи. Получил я разработанный в ФИРО «режим дня» для 4-х летних детишек, в очередной раз пересмотрел всю отечественную детскую поэзию и убедился, что для этих целей стихов пока не написано. А дальше начались мои мытарства в поиске авторов, способных справиться с двумя задачами:
Оказалось, что поэты, а их было около десятка, получив от меня точное описание такого задания, не смогли, даже за деньги, приступить к выполнению этой, казалось бы несложной для них, работы. Обзвонив и разослав кучу писем по электронной почте всем, кого я знал и не знал, я пришел в недоумение. Неужели у поэтов нет желания попробовать себя в новом качестве? Впрочем, это же обстоятельство натолкнуло меня на мысль и придало уверенности в правильности выбранного пути – ведь именно по этим причинам таких текстов и не было до сих пор. Через четыре месяца безрезультатных поисков уже через Союз писателей Москвы мне посчастливилось познакомиться с М.Л. Грозовским. Он прослушал в Интернете мои предыдущие работы и решился, хотя и не без опаски, на совместное творчество. Вдобавок, оказалось, что четыре песни на его стихи были мною уже написаны и вошли в один из моих циклов. Вот так, не зная всех тяжелых испытаний (в основном при принятии песен придирчивыми коллегами) мы пустились в открытое плавание. Начали работу, которая проходила апробацию в садах (всего около десяти ДОУ г.Москвы).
Михаил привлек к делу Марину Туманову (15 стихов) и даже меня (я тряхнул стариной, написал тексты к семи песням, за что ему очень благодарен). И вот работа под названием Веселый день дошкольника (ВеДеДо) теперь перед вами.
Рискуя вызвать недовольство читателя, все-таки скажу: положительный результат внедрения таких песен мне лично был очевиден (объяснял выше почему). Я уверен: если тексты соответствуют требованиям, то детям это непременно пригодится, а значит и их родителям, и всем работникам детских дошкольных учреждений.
Мне очень радостно констатировать, что античная формула «просто добавьте песню» продолжает жить.
Композитор, заведующий отделом образовательных ресурсов Центра образовательных информационных технологий ФГУ ФИРО
С.С. Коренблит
Сады
Школы
Институты
Фонды
СМИ
Меценаты
Автор идеи и проекта
Музыкальный руководитель и педагог
Всего проекта
Отдельных выпусков